"Смеющийся Свами" - Yoga Journal, август 2013

В статье рассказывается о биографии Свами Таттварупананды, а также рассматриваются такие понятия, как веданта и саньяса  

Свами Таттварупананда Сарасвати родился и вырос в культурной столице Кералы (штат на юге Индии) – в городе Тричур. С самого детства он чувствовал свою причастность к духовному и тяготел к образу жизни йогина. Обычная школьная программа была ему не сильно интересна, в отличие от изучения санскрита и ведических наук.

Видя вокруг множество несчастных людей, Свами задался вопросом: «Почему они так несчастны? И как помочь им стать счастливее?» В поисках ответа он отправился в Гималаи, где изучал все новые и новые техники под руководством различных наставников, но освоив технику, он каждый раз понимал, что ищет что-то большее.

Духовные поиски привели его в ашрам Нараяны, где он познакомился с учением Веданты и, наконец, встретил своего гуру Шри Свами Дайянанда Сарасвати – ученика всемирно известного духовного учителя Свами Шивананды.

Веданта – учение о нашей истинной природе. Три главных принципа Веданты или три ступени обучения – это шравана (слушание), манана(размышление), нидидхьясана (непрерывное удержание). На уровне шраваны ученик воспринимает знание передаваемое учителем, на второй ступени манана он обдумывает и концентрирует свой ум на сказанном, вникая в его смысл, третья ступень - нидидхьясана, - предполагает полное погружение сознания в медитацию и соединение ментального тела с причинным.

Свами Таттварупананда прошел все три стадии учения Веданты и понял, что это его путь, что его карма – нести это знание людям. Изучив древние ведические тексты Упанишад, Бхагават Гиты и Брахмасутр, Свамиджи получил от Учителя посвящение в Санньясины. И уже в этом статусе начал читать в ашраме шивананды в Уттар Каши. С тех пор он читает лекции по Бхагават Гите и Раджа Йога Сутрам и преподает санскрит в ашрамах Шивананды.


Санньяса (sannyāsa IAST — «отречение») — этап жизни в индуизме, который характеризуется отказом от материальной жизни и сосредоточением на духовном. Санньясины отказываются от имущества и становятся странствующими монахами, живут подаянием, беспрерывно пребывая в духовной работе, которая зависит от конкретной традиции и божества-покровителя практикующего.
Их задача -заниматься миссионерской деятельностью. Санньясины не общаются с женщинами, а узнать их можно по одеянию цвета шафрана.


Свамиджи посвятил себя служению детям из неблагополучных семей, основав  приют в Тривандруме, в штате Керала. Здесь дети получают не только ночлег, еду и одежду, но и образование, которое дает им шанс стать полноценными членами общества. В своей школе Свамиджи возрождает древнюю систему обучения-наставничества Гурукулам (gurukulamsystem), согласно которой ученик перенимает знание во всех областях от одного учителя, живя в доме своего наставника наравне с его собственными детьми.

Ученики Свамиджи говорят, что он прекрасный рассказчик: он объясняет просто и с юмором, поэтому его учение с легкостью находит отклик в сердцах всех, кто его слышит. Студенты в шутку называют Свами Таттварупананду «Смеющийся Свами», потому что учитель не только сам часто смеется, но и своим ученикам помогает почувствовать себя счастливыми и беззаботными детьми. Он часто повторяет: «Наша истинная природа – это счастье, оно не зависит от внешних обствоятельств».